Характеристики Intel Core i3-4130 Haswell, цена, тест, конкуренты

Процессор Intel Core i3-4130 Haswell: характеристики и цена

Количество ядер — 2, производится по 22 нм техпроцессу, архитектура Haswell. Благодаря технологии Hyper-Threading, количество потоков 4, что вдвое больше числа физических ядер и увеличивает производительность многопоточных приложений и игр.

Базовая частота ядер Core i3-4130 — 3.4 ГГц. Обратите внимание, что кулер Intel Core i3-4130 должен охлаждать процессоры с TDP не менее 54 Вт на штатных частотах. При разгоне требования повышаются.

Благодаря встроенному видеоядру Intel HD Graphics 4400, компьютер может работать без дискретной видеокарты, поскольку монитор подключается к видеовыходу на материнской плате.

Цена в России

Семейство

Тесты Intel Core i3-4130

Скорость в играх

Производительность в играх и подобных приложениях, согласно нашим тестам.

Наибольшее влияние на результат оказывает производительность 4 ядер, если они есть, и производительность на 1 ядро, поскольку большинство игр полноценно используют не более 4 ядер.

Также важна скорость кэшей и работы с оперативной памятью.

Скорость в офисном использовании

Производительность в повседневной работе, например, браузерах и офисных программах.

Наибольшее влияние на результат оказывает производительность 1 ядра, поскольку большинство подобных приложений использует лишь одно, игнорируя остальные.

Аналогичным образом многие профессиональные приложения, например различные CAD, игнорируют многопоточную производительность.

Скорость в тяжёлых приложения

Производительность в ресурсоёмких задачах, загружающих максимум 8 ядер.

Наибольшее влияние на результат оказывает производительность всех ядер и их количество, поскольку большинство подобных приложений охотно используют все ядра и соответственно увеличивают скорость работы.

При этом отдельные промежутки работы могут быть требовательны к производительности одного-двух ядер, например, наложение фильтров в редакторе.

Данные получены из тестов пользователей, которые тестировали свои системы как в разгоне, так и без. Таким образом, вы видите усреднённые значения, соответствующие процессору.

Скорость числовых операций

Простые домашние задачи

Требовательные игры и задачи

Экстремальная нагрузка

Для разных задач требуются разные сильные стороны CPU. Система с малым количеством быстрых ядер и низкими задержками памяти отлично подойдёт для подавляющего числа игр, но уступит системе с большим количеством медленных ядер в сценарии рендеринга.

Мы считаем, что для бюджетного игрового компьютера подходит минимум 4/4 (4 физических ядра и 4 потока) процессор. При этом часть игр может загружать его на 100%, подтормаживать и фризить, а выполнение любых задач в фоне приведёт к просадке ФПС.

В идеале экономный покупатель должен стремиться минимум к 4/8 и 6/6. Геймер с большим бюджетом может выбирать между 6/12, 8/8 и 8/16. Процессоры с 10 и 12 ядрами могут отлично себя показывать в играх при условии высокой частоты и быстрой памяти, но избыточны для подобных задач. Также покупка на перспективу — сомнительная затея, поскольку через несколько лет много медленных ядер могут не обеспечить достаточную игровую производительность.

Подбирая процессор для работы, изучите, сколько ядер используют ваши программы. Например, фото и видео редакторы могут использовать 1-2 ядра при работе с наложением фильтров, а рендеринг или конвертация в этих же редакторах уже использует все потоки.

Данные получены из тестов пользователей, которые тестировали свои системы как в разгоне (максимальное значение в таблице), так и без (минимальное). Типичный результат указан посередине, чем больше заполнена цветная полоса, тем лучше средний результат среди всех протестированных систем.

Бенчмарки

Бенчмарки запускались на железе в стоке, то есть, без разгона и с заводскими настройками. Поэтому на разогнанных системах очки могут заметно отличаться в большую сторону. Также небольшие изменения производительности могут быть из-за версии биоса.

Двухъядерные Haswell: обзор процессоров Core i3-4340, Core i3-4130 и Pentium G3430

  • Страница 1 — Двухъядерные Haswell: какие они?
    • § Двухъядерные Haswell: какие они?
  • Страница 2 — Тестирование. Выводы
    • § Описание тестовых систем и методики тестирования
    • § Производительность в комплексных тестах
    • § Производительность в приложениях
    • § Производительность в играх
    • § Энергопотребление
    • § Производительность встроенной графики
    • § Выводы

Выход высокопроизводительных процессоров Ivy Bridge-E заставил нас ненадолго прерваться в нашем последовательном знакомстве с различными представителями рода Haswell. Однако платформа LGA2011 не претендует на то, чтобы стать массовым решением, да и новые процессоры для неё, основываясь на старой микроархитектуре и не предлагая по сравнению со своими предшественниками никаких принципиальных изменений в характеристиках, не могут долго удерживать наше внимание. Поэтому мы возвращаемся к старой тематике, благо c ней Intel особенно расслабиться не даёт.

Согласно имеющимся планам, в обозримом будущем процессоры поколения Haswell займут центральное место в современных десктопных платформах. Следовательно, носители этого дизайна, ориентированные на работу в LGA1150-материнских платах, должны быть доступны среди процессоров всех ценовых категорий. Как вы помните, в начале лета Intel выпустила только четырёхъядерные Haswell, которые вошли в семейства Core i7 и Core i5. Однако и более дешёвые варианты процессоров, основанные на этой прогрессивной микроархитектуре, долго ждать себя не заставили. В первые осенние недели на прилавках магазинов начали появляться и двухъядерные LGA1150-процессоры с микроархитектурой Haswell, входящие в семейства Core i3 и Pentium. Таким образом, цена самого дешёвого CPU для LGA1150 уже опустилась примерно до $75. Однако это ещё не всё: в начале следующего года запланировано обновление и в рядах Celeron, и тогда у новой платформы не останется совсем никаких препятствий на пути в персональные компьютеры принципиально различных классов, начиная от бюджетных офисных систем и заканчивая высокопроизводительными конфигурациями для геймеров и оверклокеров.

При этом оставить поколение Haswell незамеченным приверженцам настольных компьютеров старой закваски будет очень непросто. Какой бы застойной им ни казалась эта микроархитектура, смещение интересов Intel в сторону мобильности, компактности и экономичности приводит к явному замедлению прогресса в части развития традиционных десктопных платформ. Если верить просачивающейся из недр Intel неофициальной информации, то корпорация вообще не намерена выпускать в будущем году какие-то принципиально новые LGA1150-процессоры, а следующее поколение микроархитектуры Broadwell пройдёт мимо десктопов. Вместо этого, как ожидается, будет предложено лишь обновление наборов системной логики и небольшой прирост тактовых частот старых линеек процессоров. Так что, нравится нам это или нет, Haswell в настольные системы пришёл основательно и надолго.

Ну а коли так, то мы считаем своим непосредственным долгом познакомиться не только со старшими, интересными для энтузиастов модификациями процессоров Haswell, но и с их более дешёвыми разновидностями, которые принято устанавливать в офисные или обычные домашние системы. В этом обзоре речь пойдёт о первом отряде двухъядерников с новой интеловской микроархитектурой: процессорах Core i3 и Pentium четвёртого поколения.

⇡#Двухъядерные Haswell: какие они?

С переходом на номенклатуру Core i7/i5/i3 Intel стала проводить очень чёткое разделение собственных десктопных продуктов по классам. В то время как к сериям Core i7 и Core i5 относятся CPU, имеющие по четыре вычислительных ядра, в линейку Core i3 входят исключительно двухъядерные процессоры. Причём все они отличаются поддержкой «виртуальной» многоядерности Hyper-Threading, позволяющей демонстрировать операционным системам как бы четыре логических вычислительных ядра, но отсутствием технологии авторазгона Turbo Boost. Такой набор признаков прослеживался и в поколении Sandy Bridge, и в поколении Ivy Bridge, он же остался неизменным и с появлением вошедших в серию Core i3 двухъядерных процессоров Haswell. Кажется, что, при условии соблюдения всех установленных для линейки Core i3 правил, новые двухъядерники должны быть очень похожими по базовым характеристикам на аналогичные CPU прошлых поколений, как это, например, произошло с основанными на дизайне Haswell процессорами Core i5 и Core i7. Но, к нашему удивлению, на самом деле всё получилось не совсем так.

Процессорный дизайн Haswell оказался уникальным в том, что Intel, желая продвинуть его в максимально широкий спектр применений, наделала очень большое количество его разновидностей. Шутка ли, одних только полупроводниковых кристаллов с этой микроархитектурой на сегодняшний день выпускается аж восемь вариантов! Конечно, немалый вклад в видовое разнообразие вносит существование трёх разных реализаций графического ядра, но тем не менее этим расхождения в версиях не ограничиваются. В частности, среди модификаций, содержащих пару вычислительных ядер, есть версии с различным объёмом кеш-памяти третьего уровня, которые Intel решила задействовать в том числе и для своих десктопных процессоров Core i3.

В результате в семействе Core i3 образовалось два подвида: процессоры Core i3-43xx, у которых L3-кеш имеет увеличенный объём 4 Мбайт, и процессоры Core i3-41xx с более традиционным для двухъядерных процессоров 3-мегабайтным кешем третьего уровня. Различие в объёме кеш-памяти — не единственное. Хотя и в тех и в других разновидностях Core i3 формально используется одно и то же «среднее» графическое ядро GT2, типичная для Haswell графика HD Graphics 4600 с двадцатью исполнительными устройствами присутствует лишь в старших моделях Core i3. В более же дешёвых Core i3-41xx графическое ядро немного урезано — оно относится к новому классу HD Graphics 4400, отличающемуся наличием лишь шестнадцати активных исполнительных устройств.

Более того, по сравнению с тем, какими были Core i3 для старой платформы LGA1155, модельный ряд новых Core i3 в LGA1150-исполнении принципиально отличается не только увеличившейся вариативностью. Попутно Intel пересмотрела своё отношение к практиковавшемуся ранее отключению некоторых наборов инструкций, благодаря чему новые Core i3 получили полную поддержку тех же систем команд, что и процессоры серий Core i5 и Core i7. Это значит, что теперь наборы AES, AVX и AVX2 присутствуют в любых процессорах Haswell, продающихся под маркой Core.

В итоге новые представители семейства Core i3, ориентированные на использование в настольных системах, получили следующие характеристики:

Core i3-4340Core i3-4330Core i3-4130
Ядра/потоки2/42/42/4
Технология Hyper-ThreadingЕстьЕстьЕсть
Тактовая частота3,6 ГГц3,5 ГГц3,4 ГГц
Максимальная частота в турборежиме
TDP54 Вт54 Вт54 Вт
Графическое ядроHD Graphics 4600HD Graphics 4600HD Graphics 4400
Частота графического ядра1150 МГц1150 МГц1150 МГц
L3-кеш4 Мбайт4 Мбайт3 Мбайт
Поддержка DDR31333/16001333/16001333/1600
Технологии vPro/TSX-NI/TXT/VT-dНетНетНет
Расширения набора инструкцийAVX 2.0AVX 2.0AVX 2.0
УпаковкаLGA1150LGA1150LGA1150
Цена$157$147$129

Тактовые частоты новых моделей — если сравнивать с показателями процессоров Ivy Bridge аналогичного класса — ожидаемо выросли лишь на 100 МГц: новая микроархитектура не даёт никаких предпосылок для увеличения частотного потенциала. Однако при этом — по сравнению с двухъядерными Ivy Bridge — почти не изменились и показатели типичного тепловыделения. Если для четырёхъядерных процессоров Haswell Intel заявляла увеличение TDP относительно предшественников, то у обновлённых процессоров серии Core i3 тепловой пакет понизился на 1 Вт. С чем это связано — сказать трудно: двухъядерные Haswell, как и их четырёхъядерные собратья, снабжены встроенным преобразователем напряжения, так что лежащих на поверхности причин для уменьшения тепловыделения не просматривается.

Таким образом, получается, что с переводом на новый дизайн Haswell процессоры Core i3 приобретают немало улучшений: микроархитектурные усовершенствования, новое производительное интегрированное графическое ядро, поддержку векторных команд AVX2, отсутствовавшую ранее совместимость с AES-инструкциями, увеличенный в некоторых моделях L3-кеш, немного возросшую тактовую частоту и слегка уменьшившееся тепловыделение. Перечисленный список выглядит очень неплохо, полезных нововведений в линейке Core i3 с её переводом на дизайн Haswell даже больше, чем мы видели в четырёхъядерных LGA1150-процессорах. И вот если бы к этому добавить возможности разгона… Но увы, не в этот раз.

Двухъядерные Haswell для LGA1150-систем доступны не только в виде процессоров Core i3, но и в более простой линейке Pentium. К сожалению, с ней при переходе на новый процессорный дизайн принципиальных изменений почти не произошло. Pentium поколения Haswell унылы ровно настолько же, насколько и их предшественники. Обновлённая линейка этих двухъядерников лишена не только технологии Turbo Boost, но и технологии Hyper-Threading, встроенное графическое ядро имеет младшую модификацию GT1, ёмкость L3-кеша составляет обычные 3 Мбайт, а поддержка наборов инструкций AES, AVX и AVX2 отключена. Более того, процессоры Pentium поколения Haswell в сравнении с Ivy Bridge даже не нарастили тактовые частоты. Так что всё их преимущество исчерпывается новой микроархитектурой, да и то — за вычетом поддержки векторных инструкций AVX и AVX2.

Спецификации свежих моделей Pentium приведены в таблице:

Pentium G3430Pentium G3420Pentium G3220
Ядра/потоки2/22/22/2
Технология Hyper-ThreadingНетНетНет
Тактовая частота3,3 ГГц3,2 ГГц3,0 ГГц
Максимальная частота в турборежиме
TDP54 Вт54 Вт54 Вт
Графическое ядроHD GraphicsHD GraphicsHD Graphics
Частота графического ядра1100 МГц1100 МГц1100 МГц
L3-кеш3 Мбайт3 Мбайт3 Мбайт
Поддержка DDR31333/16001333/16001333
Технологии vPro/TSX-NI/TXT/VT-dНетНетНет
Расширения набора инструкцийSSE 4.2SSE 4.2SSE 4.2
УпаковкаLGA1150LGA1150LGA1150
Цена$93$82$64

Как нетрудно заметить, аналогично Core i3, новые процессоры линейки Pentium получили немного сниженное расчётное тепловыделение. В остальном же — ничего нового. Так что если вы хотите получить от использования процессоров с дизайном Haswell максимальные дивиденды, смотреть стоит в сторону старших модификаций, имеющих в своём названии марку Core.

⇡#Описание тестовых систем и методики тестирования

Знакомство с двухъядерными процессорами Haswell мы решили провести, взяв три принципиально разных по характеристикам модели: старшую и младшую модификации в линейке Core i3, которые теперь различаются не только тактовыми частотами, но и объёмом кеш-памяти третьего уровня, а также старший процессор семейства Pentium. Это значит, что в тестировании приняло участие три двухъядерных LGA1150-процессора.

и Pentium G3430.

В качестве соперников для этой троицы были выбраны процессоры подобного же класса (с точки зрения цены) для других распространённых платформ: LGA 1155, Socket AM3+ и Socket FM2.

В результате набор тестового оборудования приобрёл следующий вид:

  • Процессоры:
    • AMD A10-6800K (Richland, 4 ядра, 4,1-4,4 ГГц, 2×2 Мбайт L2);
    • AMD A8-6600K (Richland, 4 ядра, 3,9-4,2 ГГц, 2×2 Мбайт L2);
    • AMD FX-8320 (Vishera, 8 ядер, 3,5-4,0 ГГц, 4×2 Мбайт L2, 8 Мбайт L3);
    • AMD FX-6350 (Vishera, 6 ядер, 3,9-4,2 ГГц, 3×2 Мбайт L2, 6 Мбайт L3);
    • AMD FX-4350 (Vishera, 4 ядра, 4,2-4,3 ГГц, 2×2 Мбайт L2, 4 Мбайт L3);
    • Intel Core i5-3330 (Ivy Bridge, 4 ядра, 3,0-3,2 ГГц, 4×256 Кбайт L2, 6 Мбайт L3);
    • Intel Core i3-4340 (Haswell, 2 ядра + HT, 3,6 ГГц, 2×256 Кбайт L2, 4 Мбайт L3);
    • Intel Core i3-4130 (Haswell, 2 ядра + HT, 3,4 ГГц, 2×256 Кбайт L2, 3 Мбайт L3);
    • Intel Core i3-3250 (Ivy Bridge, 2 ядра + HT, 3,5 ГГц, 2×256 Кбайт L2, 3 Мбайт L3);
    • Intel Core i3-3225 (Ivy Bridge, 2 ядра + HT, 3,2 ГГц, 2×256 Кбайт L2, 3 Мбайт L3);
    • Intel Pentium G3430 (Haswell, 2 ядра, 3,3 ГГц, 2×256 Кбайт L2, 3 Мбайт L3);
    • Intel Pentium G2130 (Ivy Bridge, 2 ядра, 3,2 ГГц, 2×256 Кбайт L2, 3 Мбайт L3).
  • Процессорный кулер: Noctua NH-U14S.
  • Материнские платы:
    • ASUS Crosshair V Formula (Socket AM3+, AMD 990FX + SB950);
    • ASUS F2A85-V Pro (Socket FM2, AMD A85);
    • ASUS P8Z77-V Deluxe (LGA1155, Intel Z77 Express);
    • Gigabyte Z87X-UD3H (LGA1150, Intel Z87 Express).
  • Память: 2×8 Гбайт DDR3-2133 SDRAM, 9-11-11-31 (G.Skill [TridentX] F3-2133C9D-16GTX).
  • Видеокарта: NVIDIA GeForce GTX 780 (3 Гбайт/384-бит GDDR5, 863-902/6008 МГц).
  • Дисковая подсистема: Crucial m4 256 Гбайт (CT256M4SSD2).
  • Блок питания: Corsair AX760i (80 Plus Platinum, 760 Вт).

Тестирование выполнялось в операционной системе Microsoft Windows 8 Enterprise x64 с использованием следующего комплекта драйверов:

  • AMD Chipset Drivers 13.9;
  • AMD Catalyst Graphics Driver 13.9;
  • Intel Chipset Driver 9.4.0.1017;
  • Intel® Iris and HD Graphics Driver 15.31.17.64.3257;
  • Intel Management Engine Driver 9.5.0.1345;
  • Intel Rapid Storage Technology 12.5.0.1066;
  • NVIDIA GeForce 327.23 Driver.

Описание использовавшихся для измерения производительности инструментов:

  • Бенчмарки:
    • Futuremark PCMark 8 Professional Edition 1.0.0 — тестирование в сценариях Home (обычное домашнее использование PC), Creative (использование PC для развлечений и для работы с мультимедийным контентом) и Work (использование PC для типичной офисной работы).
    • Futuremark 3DMark Professional Edition 1.1 — тестирование в сценах Cloud Gate и Fire Strike.
  • Приложения:
    • Adobe Photoshop CC — тестирование производительности при обработке графических изображений. Измеряется среднее время выполнения тестового скрипта, представляющего собой творчески переработанный Retouch Artists Photoshop Speed Test, который включает типичную обработку четырёх 24-мегапиксельных изображений, сделанных цифровой камерой.
    • dBpoweramp Music Converter R14.4 — тестирование скорости перекодирования звуковых файлов. Измеряется скорость выполнения преобразования FLAC-файлов в MP3-формат с максимальным качеством сжатия.
    • Internet Explorer 10 — тестирование производительности при работе интернет-приложений, построенных с использованием современных технологий. Применяется специализированный тест Google Octane Benchmark, реализующий на JavaScript реально использующиеся в интернет-приложениях алгоритмы.
    • Maxon Cinebench R11.5 — измерение быстродействия фотореалистичного трёхмерного рендеринга в анимационном пакете CINEMA 4D. Применяемая в бенчмарке сцена содержит порядка 2 тысяч объектов и состоит из 300 тысяч полигонов.
    • TrueCrypt 7.1a — тестирование криптографической производительности. Используется встроенный в программу бенчмарк, задействующий тройное шифрование AES-Twofish-Serpent.
    • WinRAR 5.0 — тестирование скорости архивации. Измеряется время, затрачиваемое архиватором на сжатие директории с различными файлами общим объёмом 1,7 Гбайт. Используется максимальная степень компрессии.
    • x264 r2345 — тестирование скорости транскодирования видео в формат H.264/AVC. Для оценки производительности используется исходный 1080p@50FPS AVC-видеофайл из теста x246 FHD Benchmark 1.0.1, имеющий битрейт около 30 Мбит/с.
  • Игры:
    • Civilization V: Brave New World. Настройки для разрешения 1280х800: Antialiasing = Off, High-Detail Strategic Vie = On, GPU Texture Decode = On, Overlay Detail = High, Shadow Quality = High, Fog of War Quality = High, Terrain Detail Level = High, Terrain Tesselation Level = High, Terrain Shadow Quality = High, Water Quality = High, Texture Quality = High. Настройки для разрешения 1920×1080: Antialiasing = 4xMSAA, High-Detail Strategic Vie = On, GPU Texture Decode = On, Overlay Detail = High, Shadow Quality = High, Fog of War Quality = High, Terrain Detail Level = High, Terrain Tesselation Level = High, Terrain Shadow Quality = High, Water Quality = High, Texture Quality = High. Используется DirectX 11-версия игры.
    • Dirt: Showdown. Настройки для разрешения 1280х800: Ultra Quality, 0xAA, DirectX11. Настройки для разрешения 1920×1080: Ultra Quality, 4xAA, DirectX11. Используется трасса Golden Gate Route 2 и версия игры с поддержкой AVX-инструкций.
    • Hitman: Absolution. Настройки для разрешения 1280х800: Ultra Quality, MSAA = Off, High Texture Quality, 16x Texture Aniso, Ultra Shadows, High SSAO, Global Illumination = On, High Reflections, FXAA = On, Ultra Level of Detail, High Depth of Field, Tesselation = On, Normal Bloom. Настройки для разрешения 1920×1080: Ultra Quality, 4x MSAA, High Texture Quality, 16x Texture Aniso, Ultra Shadows, High SSAO, Global Illumination = On, High Reflections, FXAA = On, Ultra Level of Detail, High Depth of Field, Tesselation = On, Normal Bloom.
    • Metro: Last Light. Настройки для разрешения 1280х800: DirectX 11, High Quality, Texture Filtering = AF 16X, Motion Blur = Normal, SSAA = Off, Tesselation = Off, Advanced PhysX = Off. Настройки для разрешения 1920×1080: DirectX 11, High Quality, Texture Filtering = AF 16X, Motion Blur = Normal, SSAA = On, Tesselation = On, Advanced PhysX = On. При тестировании используется сцена D6.
    • Sleeping Dogs. Настройки для разрешения 1280х800: Ultra Quality, Normal Anti-Aliasing, High-Res Texture Quality, High Shadow Quality, High Shadow Filter, High SSAO, High Motion Blur Level, Extreme World Density. Настройки для разрешения 1920×1080: Ultra Quality, Extreme Anti-Aliasing, High-Res Texture Quality, High Shadow Quality, High Shadow Filter, High SSAO, High Motion Blur Level, Extreme World Density.
    • Total War: Rome II. Настройки для разрешения 1280х800: Anti-Aliasing = Off, Texture Quality = Ultra, Texture Filtering = Anisotropic 2x, Shadows = Extreme, Water = Extreme, Sky = Extreme, Shader Model 5, Particle Effects = Extreme, Vegetation Alpha = Off, Unit Size = Large, Building Details = Extreme, Unit Details = Extreme, Trees = Extreme, Grass = Extreme, Terrain = Extreme, Depth of Field = Off, Distortion Effects = On, SSAO = On Vignette = Off. Настройки для разрешения 1920×1080: Anti-Aliasing = On, Texture Quality = Ultra, Texture Filtering = Anisotropic 2x, Shadows = Extreme, Water = Extreme, Sky = Extreme, Shader Model 5, Particle Effects = Extreme, Vegetation Alpha = Off, Unit Size = Large, Building Details = Extreme, Unit Details = Extreme, Trees = Extreme, Grass = Extreme, Terrain = Extreme, Depth of Field = Off, Distortion Effects = On, SSAO = On Vignette = Off.

    ⇡#Производительность в комплексных тестах

    В бенчмарке PCMark 8, который моделирует среднестатистическую пользовательскую нагрузку при различных сценариях использования персонального компьютера, двухъядерные процессоры поколения Haswell показывают себя сравнительно неплохо. Платформа LGA1150, оснащённая Core i3-4340 или Core i3-4130, работает заметно быстрее, нежели конфигурация на процессорах аналогичного класса, относящихся к прошлому поколению. То же самое можно сказать и в адрес Pentium. Новая микроархитектура Haswell по сравнению с Ivy Bridge позволяет получить преимущество, достигающее восьми процентов.

    Впрочем, к совершенствованию своих процессорных линеек Intel подходит очень взвешенно. Несмотря на явные улучшения в дизайне, новые Pentium до производительности старых Core i3 не дотягивают, а новые Core i3 могут соперничать со старыми Core i5 только в том случае, когда нагрузка не носит многопоточного характера. Попутно заметим, что 4-мегабайтный кеш Core i3-4340, который двухъядерный процессор Intel получил впервые, на самом деле не даёт никакого заметного выигрыша. Разница в производительности Core i3-4340 и Core i3-4130 не столь велика и обусловлена различиями в тактовой частоте.

    ⇡#Производительность в приложениях

    Финальный рендеринг — не самая подходящая задача для решения в системах с двухъядерными процессорами. Не спасает положение и присутствующая в представителях семейства Core i3 технология Hyper-Threading. Младший четырёхъядерник для платформы LGA1155, хоть он и обладает устаревшей микроархитектурой, серьёзно превосходит старшие процессоры из нового поколения Core i3. Тем не менее микроархитектура Haswell делает Core i3-4340 и Core i3-4130 быстрее предшественников настолько, что им удаётся обойти конкурирующий четырёхъядерный AMD FX-4350. Процессоры же линейки Pentium в этом тесте ожидаемо находятся на аутсайдерских позициях, и прирост быстродействия, привнесённый в их более свежую модификацию, ничего не решает.

    Примерно такая же ситуация, как при финальном рендеринге, наблюдается и при многопоточном перекодировании звуковых файлов с использованием кодера LAME 3.99.5. Любопытно, что тут младший Core i3 с дизайном Haswell показывает одинаковую производительность со старшим двухъядерником прошлого поколения, Core i3-3250.

    Современные интернет-браузеры относятся к числу однопоточных приложений. Поэтому тут процессоры Core i3-4340, Core i3-4130 и Pentium G3430 находятся на высоте. Им удаётся блеснуть своей высочайшей однопоточной производительностью, которая как раз и достигается за счёт новой микроархитектуры Haswell, предложившей более высокий темп исполнения обычных арифметико-логических операций.

    Заметно быстрее своих предшественников работают двухъядерники поколения Haswell и в последней версии Photoshop. Здесь им, конечно, не удаётся дотянуться до показателей Core i5 предыдущего поколения, зато процессоры конкурента с аналогичной ценой оказываются повержены, в том числе и восьмиядерный FX-8320. Разница же в быстродействии старших Core i3 для разных платформ достигает 10 процентов.

    Благодаря тому, что с переходом на микроархитектуру Haswell в Core i3 наконец появилась поддержка AES, разница в скорости старых и новых двухъядерных процессоров этого семейства весьма впечатляет. Впрочем, для высокой скорости обработки данных в TrueCrypt желательно наличие в процессоре и более чем двух ядер, так что относительные показатели Core i3-4340 и Core i3-4130 и уж тем более лишённого поддержки Hyper-Threading Pentium G3430 на фоне конкурирующих процессоров с большим числом ядер выглядят достаточно слабо.

    Архиваторы относятся к классу задач, весьма чутко реагирующих на скорость работы подсистемы памяти. Поэтому при тестировании в WinRAR мы надеялись увидеть эффект от добавления в Core i3-4340 лишнего мегабайта кеш-памяти третьего уровня. Однако ожидания эти не оправдались. Даже в этом, специально подобранном, случае на 25 процентов более вместительный кеш третьего уровня, имеющийся у Core i3-4340, никакого заметного прироста в быстродействии не дал. Иными словами, специально выбирать процессоры Core i3-43xx, имея в виду их кеш-память большего объёма, не имеет никакого смысла. К тому же рост ёмкости кеша третьего уровня в линейке процессоров Core i3 сопровождается увеличением ассоциативности. А это отрицательно сказывается на его латентности.

    Перекодирование видео кодером x264 — очень интересный тест, так как он непрерывно развивается и поддерживает все самые новые наборы инструкций. Именно поэтому двухъядерные процессоры с микроархитектурой Haswell демонстрируют большее, чем обычно, превосходство над аналогичными Ivy Bridge, которое достигает 23 процентов. Впрочем, относится это только к Core i3. В процессорах семейства Pentium новые наборы векторных инструкций отключены, так что различие в скорости Pentium G3430 и Pentium G2130 несколько ниже. Кроме того, не стоит забывать, что при перекодировании мультимедийного контента, как и при рендеринге, первостепенное значение имеют не всякие микроархитектурные тонкости, а грубая сила — вычислительные ядра. Поэтому в таких случаях особенно привлекательны не интеловские двухъядерники, а продающиеся примерно за ту же цену шести- и восьмиядерные процессоры конкурента.

    ⇡#Производительность в играх

    Заметьте, в данном разделе мы уделяем внимание игровой производительности процессоров в том случае, когда в системе установлен дискретный графический ускоритель. Тестирование в играх предваряют результаты синтетического бенчмарка 3DMark, который выдаёт некую усреднённую метрику игровой 3D-производительности систем.

    Тестирование в реальных играх редко когда позволяет выявить принципиальные различия между современными процессорами. При игровой нагрузке узким местом становятся не вычислительные ресурсы платформы, а её графическая подсистема. Именно поэтому в большинстве случаев совершенно безразлично, какой из процессоров используется в той или иной геймерской платформе. Количество FPS, скорее всего, от этого зависеть будет крайне незначительно. Тем не менее отказываться от тестирования в играх это повода не даёт. Просто для лучшей иллюстративности вместе с измерением игровой производительности в типичном Full HD-разрешении и с включённым полноэкранным сглаживанием мы делаем замеры и в разрешении 1280х800. Результаты в первом случае показывают тот уровень FPS, который можно получить в реальных условиях прямо сейчас, второй же вариант тестирования позволяет оценить теоретическую игровую производительность процессоров, которая, возможно, будет раскрыта в перспективе, если в нашем распоряжении появятся более быстрые варианты графической подсистемы.

    Казалось бы, совсем недавно нам приходилось сетовать на то, что игровые разработчики не уделяют достаточно внимания поддержке многопоточности. Однако к настоящему моменту ситуация существенно изменилась. Так как рост производительности процессоров происходит теперь через увеличение количества ядер, разработчикам приходится волей-неволей распараллеливать вычислительные алгоритмы движков. Немалым стимулом для работы в этом направлении выступает и архитектура игровых консолей следующего поколения, которые будут базироваться на восьмиядерных CPU с достаточно низкой удельной производительностью отдельных ядер. Всё это приводит к тому, что многие из современных игр исполняются на двухъядерных Core i3 прошлого поколения с заметно более низким количеством кадров в секунду, нежели в системах с многоядерными процессорами.

    Однако сделанные в Haswell микроархитектурные улучшения на играх сказываются весьма позитивно, и старший Core i3-4340, как видно по диаграммам, способен на равных бороться с младшим четырёхъядерным Ivy Bridge — Core i5-3330. Это закономерно: средний показатель прироста FPS при переходе от Core i3-3250 к Core i3-4340 достигает существенных 8 процентов даже в Full HD-разрешении с включённым полноэкранным сглаживанием. Кроме того, в пользу выбора для недорогих игровых систем процессоров Core i3 с микроархитектурой Haswell говорит и тот факт, что в большинстве случаев они могут предложить более высокую производительность, чем многоядерные процессоры конкурента.

    Что же касается процессоров Pentium, то им не помогает и новая микроархитектура. Для игрового применения эти CPU рекомендовать сложно, так как их отставание от старших собратьев уж слишком заметно. Впрочем, если подыскивать альтернативу в той же ценовой категории, то оказывается, что принципиально лучших вариантов на рынке нет. Недорогие четырёхъядерные процессоры AMD, сравнимые по стоимости с Pentium G3430, более высокой игровой производительностью похвастать не в состоянии.

    ⇡#Энергопотребление

    Как нам обещает Intel, новые двухъядерные процессоры для платформы LGA1150, использующие микроархитектуру Haswell, должны быть более экономичными, нежели их предшественники. Это несколько расходится с той картиной, которую мы наблюдали при тестировании новых Core i7 и Core i5, поэтому внушает некоторые сомнения. Впрочем, ничто не мешает проверить честность Intel в назначении тепловых пакетов своим новинкам на практике. На следующих ниже графиках приводится полное потребление систем (без монитора), измеренное на выходе из розетки, в которую подключен блок питания тестовой платформы. Все имеющиеся в процессорах энергосберегающие технологии активированы.

    То, что никакие из современных CPU не могут сравниться с Haswell по минимальному уровню потребления в состоянии простоя, мы говорили уже не раз. На приведённой диаграмме — ещё одно тому подтверждение. Свои энергосберегающие технологии Intel отточила на славу.

    Максимальная нагрузка на вычислительные ресурсы, создаваемая утилитой Linx 0.6.4 AVX, приводит к выявлению катастрофически высокого потребления процессоров AMD. Современные решения Intel, обладающие в целом сравнимой производительностью, расходуют энергию примерно вдвое оптимальней. Впрочем, несмотря на теоретическое снижение энергетических аппетитов процессоров Core i3 с дизайном Haswell, на практике мы видим противоположную картину. Двухъядерные новинки потребляют при максимальной нагрузке на несколько ватт больше своих предшественников. Однако это не относится к процессорам Pentium. С ними ситуация обратная: именно такая, как и заложена в официальных спецификациях.

    Следует заметить, что значительный рост потребления у процессоров с дизайном Haswell происходит именно при максимальной нагрузке, особенно такой, которая задействует процессорные векторные инструкции. Если же сравнивать энергопотребление систем в обычных условиях, не созданных искусственным путём, то всё встаёт на свои места. Системы, построенные на Core i3-4340 или Core i3-4130, в игре расходуют электроэнергии меньше чем аналогичная платформа на базе Core i3-3250. Так же дело обстоит и с процессорами семейства Pentium, относящимися к новому и старому поколениям.

    ⇡#Производительность встроенной графики

    Производительность графического ядра, встроенного в десктопные процессоры Haswell, нами уже рассматривалась. Поэтому сейчас мы обойдёмся без подробных тестов, ведь в новых Core i3 используется точно такая же графика GT2, как и в четырёхъядерниках для платформы LGA1150. Однако в конкретных реализациях этого аппаратного движка есть особенности, на которые стоит обратить внимание.

    В процессорах Core i3-43xx применено стандартное для Haswell графическое ядро с названием Intel HD Graphics 4600. Это — средний вариант графического движка нового поколения и максимальный для настольных LGA1150-процессоров, включающий 20 исполнительных устройств и поддерживающий технологию Quick Sync. В Core i3 этот видеоускоритель работает на частоте 1,15 ГГц, которая типична для большинства процессоров в LGA1150-исполнении. На своём месте остались и все прочие возможности, в том числе технология Intel Wireless Display и поддержка трёх независимых мониторов.

    Однако HD Graphics 4600 используется далеко не во всех двухъядерных Haswell. Младшие модификации Core i3-41xx укомплектованы немного упрощённой модификацией того же графического ядра GT2 — Intel HD Graphics 4400. Его отличия заключаются в уменьшенном до 16 количестве исполнительных устройств, но максимальная частота работы при этом остаётся точно такой же, как и у процессоров с полноценной версией GT2, — 1,15 ГГц. Не лишено ядро HD Graphics 4400 и поддержки трёх мониторов, а также фирменных технологий Wireless Display и Quick Sync.

    Что же касается процессоров Pentium с микроархитектурой Haswell, то встроенная в них графика называется Intel HD Graphics без числового индекса — она основана на младшей модификации видеоядра GT1. Это означает, что число исполнительных устройств уменьшено до шести, а поддержки технологии Quick Sync нет. Однако надо иметь в виду, что HD Graphics в новых Pentium — это не одноимённое ядро из процессоров предыдущего поколения. Хотя количество графических исполнительных устройств и урезано до минимального уровня, а их частота составляет типичные 1,1 ГГц, сами эти устройства в новой микроархитектуре обладают заметно более высокой производительностью за счёт внутренних оптимизаций.

    Для оценки быстродействия разных вариантов графики, использующейся в двухъядерных Haswell, мы провели несколько игровых тестов. Измерение производительности происходило при двух вариантах настроек: в разрешении 1366×768 со средним качеством графики либо в разрешении 1920×1080 с выбором низкого качества изображения. В роли тестовых инструментов выступали бенчмарк Futuremark 3DMark, основанный на движке Unreal Engine 3 шутер от первого лица Bioshock Infinite, гоночный автосимулятор F1 2012, не нуждающаяся в особом представлении игра Metro: Last Light, приключенческий боевик от третьего лица Tomb Raider и стремительно набирающая популярность многопользовательская 3D-игра в жанре авиасимулятора War Thunder.

    О том, что встроенная в процессоры поколения Haswell графика класса GT2 не дотягивает по своей производительности до графического ядра процессора A8-6600K (и уж тем более A10-6800K), было известно и раньше. Поэтому на то, что новые Core i3 смогут заявить о себе как об альтернативе гибридным процессорам компании AMD, мы даже и не надеялись.

    Впрочем, нас интересовало другое — как изменилась производительность встроенной графики внутри семейств Core i3 и Pentium. Графические ядра HD Graphics 4600 и HD Graphics 4400 осуществили достаточно заметный рывок в быстродействии по сравнению с максимальным ядром прошлого поколения, HD Graphics 4000, которое в процессорах Ivy Bridge к тому же являлось прерогативой лишь избранных моделей. Преимущество HD Graphics 4600 составляет порядка 33 процентов, а HD Graphics 4400 превосходит HD Graphics 4000 из Core i3-3225 семейства Ivy Bridge на 15 процентов. Более того, к показателям лучшего видеоядра прошлого поколения подтягивается и современный вариант HD Graphics из Pentium, который стал работать быстрее своего предшественника-тёзки более чем в полтора раза. Всё это говорит о том, что любые графические ядра из процессоров Core i3 и Pentium поколения Haswell принципиально лучше той графики, которую Intel встраивала в свои процессоры ранее. Сожалеть можно лишь о том, что в новые десктопные двухъядерные процессоры не попало самое мощное интеловское графическое ядро GT3: сочетание пары вычислительных ядер и наиболее производительных интегрированных видеоускорителей встречается исключительно в мобильных процессорах U-серии, ориентированных на использование в ультрабуках.

    ⇡#Выводы

    Хотя в процессе знакомства с новыми представителями серий Core i3 и Pentium, предназначенными для использования в LGA1150-материнских платах, и было обнаружено несколько любопытных моментов, никаких принципиально новых знаний мы не получили. Использующие микроархитектуру Haswell двухъядерные новинки остаются типичными носителями этого процессорного дизайна, и их отличия от предшественников легко можно было бы спрогнозировать, экстраполируя уже известные нам свойства четырёхъядерных моделей. Микроархитектура Haswell ожидаемо увеличивает производительность линеек Core i3 и Pentium примерно на 10-12 процентов, что на самом деле принципиально ничего не меняет: двухъядерные процессоры, даже усиленные технологией Hyper-Threading и располагающие самой современной версией дизайна, могут соперничать лишь с многоядерными процессорами компании AMD. Интеловские же четырёхъядерники Core i5, пусть и относящиеся к старым сериям, в большинстве ресурсоёмких задач предлагают заметно более высокое быстродействие. Иными словами, рассматривать в роли потенциальной основы современной системы представителей линейки Core i3, и уж тем более Pentium, можно лишь при наличии серьёзных ограничений с точки зрения бюджета либо в том случае, когда вычислительная производительность не является критически важным фактором.

    Впрочем, хотя мы и говорим о Core i3 как о некоем компромиссном варианте, следует понимать, что это семейство процессоров вполне подходит не только для офисных компьютеров, но и для широкого класса домашних систем. Их вычислительной производительности вполне хватает как для офисных приложений, воспроизведения мультимедийного контента и разнообразной интернет-активности, так и для обеспечения плавной работы современных 3D-игр, а большего многим пользователям и не требуется. Более того, не выглядят в проведённом тестировании безнадёжными аутсайдерами даже Pentium, отставание которых от старшей линейки доходит до 30 процентов. Жаль только, что для своих двухъядерных LGA1150-процессоров Intel заблокировала возможности разгона, поэтому экономным энтузиастам скорее придутся по вкусу предложения конкурента, хотя они зачастую не блещут своим быстродействием и отличаются в разы более высоким энергопотреблением.

    И ещё одно слабое место Core i3 и Pentium поколения Haswell — это 3D-производительность встроенного видеоядра. Несмотря на то, что Intel провела громадную работу по его совершенствованию и новые двухъядерники предлагают весьма достойный прирост в скорости работы встроенной графики по сравнению с предшественниками семейства Ivy Bridge, догнать современные гибридные процессоры AMD по этому показателю у новинок не получилось. Поэтому для систем с интегрированной графикой, которые предполагается использовать в том числе и для игр, лучшим вариантом остаются APU компании AMD.

    http://benchmarkdb.ru/cpu/intel/core_i3-4130/
    http://3dnews.ru/764587

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *